Встреча с картиной: «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера

Встреча с картиной: «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера

«Девушка с жемчужной серёжкой» стоит всех часов, потраченных в пробках и/или над облаками. Этот взгляд, небрежный, как будто брошенный, когда она навсегда уходит от кого-то очень любимого. Уходит, но вдруг оборачивается. И спрашивает: «Ну что еще ты хочешь мне сказать?». Подразумевая: «Скажи мне что-нибудь такое, что заставит меня остаться». Этот взгляд стоит того, чтобы его увидеть вживую.

Лирическое вступление

Я коллекционирую открытки из посещенных мною музеев и выставок. Принцип такой: если мне нравится увиденная картина, я всегда стараюсь выискать такую открытку в галерейной лавке. Если очень нравится — покупаю сразу три: одну себе, остальные — кому-то когда-то подписать. Открытки эти я перебираю часто, особенно когда нахожусь в поисках вдохновения. Сегодня, в очередной раз разгребая бумажные сокровища своего разноцветного чудо-ларца, заполненного до краежка (нужно срочно искать ему подмену!), я обнаружила «Девушку с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера и начала вспоминать…

Летом тринадцатого года во время поездки в Штаты нас занесло в Атланту, в том числе чтобы воочию увидеть гостящую там «Девушку с жемчужной серёжкой». В этом городе когда-то жил мой муж — еще до переезда в Лондон, еще до меня.  Там остались друзья, по которым он соскучился. Я же, честно признаюсь, ехала с одной целью: встретиться с прекрасной незнакомкой с жемчужинкой в левом ухе. Если бы не она, вряд ли бы одобрила затею о поездке.

Отобедав со старым товарищем супруга, мы двинулись к High Museum of Art. Было изнурительно жарко, поэтому, подобно американцам, четыреста метров от ресторана до музея мы ехали на машине. На парковке напротив главного входа в музей к нам примкнула семейная пара постарше с неимоверно туристическим внешним видом — вместе разобраться с работой парковочной машинки. Женщина находилась в состоянии пылкого предвкушения. Это было видно по губам, глазам, зрачкам, ноздрям… — очень знакомое мне выражение. Мужчина быстро курил, потихоньку обмениваясь сухими репликами с моим супругом.

— Мы приехали сюда из Бостона, выставку посмотреть! — громко похвасталась женщина.

— Ага. Из Бостона, — добавил её муж. — Пять с половиной часов в дороге. Мы сделали одобряюще-удивленные лица. — А Вы?

— А мы из Лондона прилетели, тоже на выставку! — гордо заявил мой супруг, причем с такой уверенностью в голосе, как будто не то что в Атланту, а вообще в Америку мы прилетели исключительно с этой целью. Я только улыбнулась.

— Вот видишь, — женщина бросила в сторону своего спутника холодный взгляд. — А ты говоришь, что пять с половиной часов в дороге это много…

ян_вермеер_девушка_с_жемчужной_сережкой

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой», 1665

«Девушка с жемчужной серёжкой» стоит всех часов, потраченных в пробках и/или над облаками. Этот взгляд, небрежный, как будто брошенный, когда она навсегда уходит от кого-то очень любимого. Уходит, но вдруг оборачивается. И спрашивает: «Ну что еще ты хочешь мне сказать?». Подразумевая: «Скажи мне что-нибудь такое, что заставит меня остаться». Этот взгляд стоит того, чтобы его увидеть вживую.

До начала прошлого века о «жемчужине» мало кто знал. Она тогда была в очень захудалом, состарившемся состоянии. Её владелец передал картину в Маурицхейс — ему некому было её завещать. И тогда в неё вдохнули глоток жизни. Во время последней реставрации, в 1994 году, стало известно, что изначально фон был вовсе не черный, а зеленоватый.  Мне очень сложно это себе представить, да и не хочется. На мой взгляд, именно черный фон добавляет некий душераздирающий драматизм — она уходит, она уходит навсегда…

Слава к «жемчужине» пришла ещё позже, уже после того как вышел одноименный роман Трейси Шевалье, а после и голливудский фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли. «Девушку с жемчужной серёжкой» окрестили «северной Моной Лизой».


Почему я пять месяцев спустя не подписала ни одной из купленных открыток? Да потому что мне их жалко кому-то подарить. Все три — мои. До сих пор.

Если Вам понравилась эта заметка, прочтите и про леонардовскую Джоконду — Вам станет ясно, что сделало её «картиной картин». 

Подписаться на блог

Укажите e-mail, чтобы получать уведомления о новых записях.






Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Google+